27 октября 2013г. Галопом по ЮБК

После длительного перерыва, наше семейство решилось выбраться в «дальние» края. Эта поездка стала первой экскурсией для нашей пятилетней дочурки, поэтому папа с мамой переживали как она ее перенесет… Собственно, что бы запечатлеть ее первую вылазку, обозначить «контрольные точки» и в будущем не наступать на старые «грабли» и появилось желание пересказать нашу историю. Итак, поехали!

Идея вырваться из обыденности витала уже давно, но летом жарко и толпы народа, а осенью неопределенность с погодой и короткий день. Осень в Крыму, в частности в Евпатории, это начало сонной спячки. Чтобы увидеть красоты вокруг необходимо хотеть их увидеть и быть внимательным… Южный берег - это отдельный мирок, из которого лето не спешит уходить. А жемчужина ЮБК - это конечно же Ботанический сад с его знаменитой выставкой хризантем. Ехать туда «дикарями» в принципе можно, но дорога из Евпатории до Симферополя, а затем пересадка на Ялту - займет порядочно времени ( 1:10 + 0:30 + 2:30 = 4 часов в одну сторону). Плюс, необходимо не прозевать и не доезжая до Ялты остановиться у дороги к ботаническому саду, пройтись минут двадцать, и только потом наслаждаться красотами мира растений. Дорога назад еще более неопределенная. Необходимо подняться назад к шоссе и ловить попутку либо на автовокзал Ялты, а затем в обратный путь, либо сразу ловить маршрутку на Симферополь. Ничего сложного, но с ребенком это неудобно, тем более в первую поездку… Поэтому, решили довериться туроператору – пусть везет!

Оказалось, что тура «только» к ботаническому саду нет, в замен нам предложили поездку в Алупкинский парк, Ласточкино гнездо, Ялту, и наконец выставку хризантем. Четыре в одном, почему бы и нет? :) Предлагаемые экскурсии нас не интересовали и мы решили что пусть остальные смотрят что им покажут, а мы спокойно погуляем где захотим, и в назначенное время вернемся к автобусу. Распространитель билетов убеждала нас что да-да, конечно, как хотите, нет проблем… Успокоенные этими заверениями мы заплатили за два билета и радостные стали ожидать воскресенья – дня нашей вылазки.

Утро выезда… Оказалось, что в эту ночь переводят часы и пришлось немного понервничать – а туда ли мы перевели часы и правильно ли сработает будильник :) Но, благодаря этому переводу времени, мы встали как обычно и даже наша Дарьюша проснулась полная сил и предвкушения, хотя выезд был назначен на 6:05 утра. Мы скромно попили чай, в надежде что покушаем уже на природе - в Алупкинском парке. Взяли один рюкзак с Дашиными вещами, второй набитый только едой и двумя термосами и вышли из дома в сумрачное, прохладное утро.

Автобусы фирмы «Айлант» уже ждали нас в назначенном месте – у входа на Красную горку. Мы были не первые, и поэтому места рядом с водителем занять не получилось, да и экскурсовод сказала, что на первых местах детям сидеть нельзя. Странно, ну да ладно. Мы тронулись в путь, и минут 30-40 еще колесили по Евпатории, собирая попутчиков, которых набрался целый автобус. Ну вот, мы и выехали! Наш экскурсовод рассказывала почти без перерыва, иллюстрируя особенности мест, где мы проезжали. За Саками мы повернули в сторону Севастополя и поехали по долгой извилистой дороге. Утро было туманным, в окне была серость и невзрачный ландшафт. Пару раз были видны стада коровок пасущихся в поле, которые заинтересовали полусонную Дарью. К сожалению, ребенка стошнило, папа Вова тоже не очень хорошо переносит автобусные переезды, поэтому жужжание над ухом экскурсовода даже мешало, и от этого сильней болела голова. Дашу усадили папе на руки и они вдвоем стали смотреть вперед, на надвигающуюся дорогу. Вот таким макаром, с сомнением- не выпрыгнуть ли нам на ходу и не повернуть ли домой на попутке, т.к. путь только начался, мы доехали до Севастополя. Обогнув его стороной, мимо железной дороги с горами металлолома, возле пещерных келий монастыря и Сапун-горы, мы направились на восток. Даша старалась смотреть на дорогу и вздымающиеся по сторонам скалы с холмами ускользали от ее внимания…

Уф, первая остановка у Байдарского перевала! После двух часов в дороге все попутчики бросились к платному туалету… :) А тем временем папа с Дашей пошли по ступенькам к смотровой площадке. Доча, на удивление, выглядела бодренько и с некоторой опаской рассматривала обрыв внизу, туман над горами и голубое море далеко внизу… Красиво и необычно! На площадке было мало народу и мы спокойно поглазели на окрестности. Экскурсовод довольно категорично объявила, что на все про все у нас минут 15 и ждать нас никто не будет! На площадку стал стягиваться народ и мы пошли назад к автобусу, искать нашу маму, которая уже шла нам навстречу. Папа пошел искать местные достопримечательности, а Даша, ведомая мамой, повторно пошла на смотровую площадку. Дашутке на воздухе полегчало, но время поджимало, и нужно было возвращаться обратно в автобус, чего категорически ей не хотелось.

В 8:55 все собрались в автобусе и мы поехали. Дорога казалась более веселой, хоть и более головокружительной. Экскурсовод рассказывала о красоте и уникальности, достопримечательностях, президентах и т.д. Мы же смотрели в окна на глыбы скал слева, море внизу справа, на виляющую дорогу, держались из-за всех сил, чтобы нас не укачало. У сожалению, Даше это удавалось м трудом :( Проехали туннель, прорытый в «хвосте дракона», пытались разглядеть гору Кошку, увидели Форосскую церковь высоко на скалах, а впереди серпантин дороги. Настя сделала несколько снимков из окна, и даже Даша изъявила желание сфотографировать дорогу.

Через минут 30, мы остановились на северной части Алупки. Экскурсовод объявил, что автобус уезжает и скомандовала «ай-да, все за мной». Опс… А где нам искать автобус? Мы же хотим просто погулять по парку? Оказалось, что экскурсовода наши желания волнуют мало. Она неопределенно сказала что-то типа, «как хотите, в 11:30 автобус будет у дегустационного зала. Вас не будет, поедем без вас». Где этот зал? Два часа, это «галопом» пробежать через парк и кучу времени потерять на поиски автобуса… Блин! Ладно, договорились, что на экскурсию во дворец мы не идем, а будем ждать на выходе у дворцовых львов. Ну, а дальше всей толпой прогуляемся по парку и вместе с группой пойдем к автобусу.

Через 10 минут пешей прогулки от автобуса мы подошли к старому замку. Народ пошел на экскурсию, а мы в раздумьях бродили по площади замка, смотрели на большое дерево и серые стены. Выйдя за пределы, полюбовались журчанием воды то ли ручья, то ли водосточного желоба. Даша сгрызла булочку и яблоко, а родители решили пойти ко львам, т.к. непонятно когда группа выйдет и куда она потом пойдет. По парковой дорожке уходящей вниз, обогнули дворец, мимо вездесущих лотков, где купили Дашутке фигурку льва и магнитик со дворцом, дошли до турникета. Для входа на террасу дворца необходимо заплатить денежку (около 4х гривен), причем за съемку фотоаппаратом запросили 10грн! В 10:10, миновав турникет мы оказались на площадке у подножья Воронцовского дворца. Прямо была какая-то каменная ванная, справа – фонтан слез, о котором когда-то писал еще Пушкин. Крутая каменная лестница вверх, и вот мы у львов – визитной карточке дворца. Народу было не очень много и Настя не упустила возможность перефотографироваться с каждым львом! У начала лестницы росло земляничное дерево. Кто-то собрал горсть ее плодов, очень напоминающих по форме и размеру клубнику,и оставил на парапете, Даша ими очень заинтересовалась, "а можно попробовать эти ягодки?" :) Вскоре на площадке перед дворцом появилось много людей, и мы заметили бейджики нашей группы. Экскурсовод сказала, что у нас есть минут 15 фотографироваться, и что группа уходит. Мы прошлись вдоль здания, пофотографировались с пальмами, согласовали наши планы с экскурсоводом.

Итак, собрав нашу группу нас повели в парк, но перед этим минут на 15 "застряли" у «фонтана слез», где скучая слушали про дела давно минувших лет и о счастливой жизни олигархов прошлых столетий. Дальше началась странная игра – догони меня кирпич :), т.е. экскурсия по парку, за которую экскурсовод лично с нас содрал по десятке, хотя при покупке билета нам сказали что мы платим только за экскурсии в музеи. Экскурсовод подолгу останавливался то там, то сям и быстро уводила группу по тропинкам парка, не заботясь, чтобы все были в сборе. Мы с дитем хотели где- то спокойно сесть и перекусить, в конце концов элементарно посадить ее под куст… В результате нам пришлось постоянно их догонять так толком не перекусив, ничего толком не разглядев и не услышав что она рассказывала. Тем не менее, мы собрали немного мелких желудей вдоль ручья, посмотрели на маленький водопад, прошли мимо больших каменных глыб. Около трех озер с лебедями мы окончательно потеряли своего экскурсовода. Группу потеряли не только мы одни. Потерялись и Львовяне (мы узнавали друг друга по бейджикам), и еще две мамы, которые приехали в санаторий лечить своим детям ноги, и те явно не могли быстро поспевать за группой.
Хотели увидеть Каменный хаос, но не успели его найти. Сообразив, что дорога не круговая и что мы потеряли группу, мы вернулись к озерам и вскоре таки нашли своих, уже уходивших с парка. Экскурсовод- в своем репертуаре вела повествования, удерживала внимание слушателей на своих интеллектуальных абстракциях, отвлекая от эмоционального ощущения природы, громадных деревьев и сосен вокруг… Даша с мамой таки уселись на скамейку перекусить, но на половине трапезы нам опять пришлось срываться и бежать за уходящей группой. Еще пара перебежек от дерева к дереву и в 11:50 мы вышли на дорогу с микроавтобусами. Оказалось, что дегустационный зал – наша точка сбора, это немного дальше от выхода из парка, но нашего автобуса там не было. Он был еще дальше по дороге. Если бы мы сами гуляли, и потом искали автобус, то потеряли бы целый час и просто простояли на узкой дороге, уворачиваясь от наглых маршруток, переживая что все уехали без нас.

Следующий этап – короткий 20-ти минутный переезд по узким, крученым улочкам и мы остановились на площадке с видом на Ласточкино гнездо. Как и в прошлый раз, наш экскурсовод нас «обрадовал», сказав, что автобус уезжает дальше без группы в Ялту, а все мы будем плыть на катере… После долгой поездки, катер?!! Для укаченного ребенка и Вовы, страдающего морской болезнью, это то что нужно для полного счастья!! Варианты? Ехать за свой счет в Ялту т.к. автобус едет черт-знает-куда и заберет нас уже из Ялты, опять же, непонятно где и когда. Вот те и «здрасте»… Со скрипом, пришлось соглашаться на поездку на катере, естественно заплатив непредвиденную деньгу (55 грн. За человека). Кстати, Даша до этого никогда не плавала на катере…

Итак, вид на Ласточкино гнездо со смотровой площадки около дороги. Далековато… За лотками, где Даше купили котика из бисера и керамическую кошечку (чтобы она что- то теребила в руках и отвлекалась от дороги) нас направили к крутым ступенькам, ведущим вниз. Начался путь к Ласточкиному гнезду. 15 минут ходьбы по ступенькам показался вечностью. Группа рассыпалась и «каждый был сам за себя». Даша стойко топала по бесчисленным ступенькам, гордо отвергнув предложение сесть «на баранчик» :) На пол пути слева появились скалы, море и вид на замок, притулившийся на скале. Начался подъем. Даше понравилась горочка, сбоку от ступенек, по которой стекает вода. Она начала топать по ней, опираясь на папину руку.

Сверху, проход к замку был огорожен забором, висела табличка «Ремонт». Класс! Вот вам и Ласточкино гнездо, любуйтесь снаружи :) Оставалось только подойти к парапету и полюбоваться видом на море, что мы м сделали. Скульптура чайки стоит на скале, скала - парус торчит около берега, проплывающие облака покрывают верхушки гор. Над нами пронесся «дядя» в снаряжении. Оказалось, что от смотровой площадки до Ласточки был натянут канат, и желающие (за деньги, естественно), могут не топать ножками от автобуса, а пронестись с ветерком. Даша бросила монетку в море. Сев на лавочку мы немного отдохнули, перекусили бутербродами, купили очередной магнитик, посетили туалет и начали спуск к пирсу. Внизу уже собрались люди. Мы смотрели, как плещется море у скал и как чайка утомленно и долго сидела на камне под скалой. В пирсе было квадратное отверстие, огороженное перилами, и Даша рассматривала в бирюзовой воде редких голубых медуз. Народ с нашей и параллельных групп толпился в ожидании катера.

Чтобы попасть на катер, наш экскурсовод выдала нам картонки, с названием фирмы и номером телефона. Предъявив их вместо билета, вместе со спешащей толпой мы прошли за цепочку ограждения, отделявшей пирс с навесом от пирса где причалил катер и где рыбачили рыбаки. Два матроса помогали всем перепрыгнуть расстояние между пирсом и качающимся бортом. Все места у окон со стороны моря оказались заняты, и мы пошли к переднему окну, надеясь смотреть вперед по ходу движения. Качка тошнотворно ощущалась в животе, хотя море было спокойным. Даша устала и начала капризничать. Когда мы плыли, по громкоговорителю нам рассказывали о том, что видно на берегу. Из катера были видны горы, старые здания и высотные дома. Пристани с лодками и катерами, каменные набережные санаториев… Впереди по курсу виднелись горы, вклинивающиеся в море, Ялта и ее порт. Даша на пол пути уснула и совершенно не интересовалась тем что ей хотели показать за эти пол часа ее первого плаванья. Слава Богу, до Ялты все доехали без эксцессов.

Мы в Ялте. Свежий воздух и твердая земля успокоили нас. Экскурсовод дал нам час времени и назначил сбор у памятника Ленину, который возле Макдоналдса. Наконец-то нас не принуждают никуда бежать! Мы подошли к морю, побросали камушки. Дошли до фонтана, раскинувшегося в несколько уровней, и из которого били многочисленные струи воды. Здесь мы присели на лавочку, Дашутка попросила покушать :) Мы достали термос с теплым пюре и колбаской, доча так устала и проголодалась, что взяла сама ложку и молча стала есть. Мама позировала около фонтана. Время пробежало незаметно. Мы решили пройтись к большому дереву и только потом повернуть назад. Дерево росло на своем месте, живя своей жизнью и не обращая внимания на редких людишек, то и дело тщетно пытающихся его обнять или хотя бы к нему прикоснуться. По времени оставалось совсем немного, и мы поспешили к месту встречи.
Даша не пропустила фигуры «Дамы с собачкой», усевшись на металлическую собачку сверху. Люди останавливались и фотографировались. Здесь же стоял не молодой дядя, с деревянной рамкой типа как с АйПадом и с умным видом что-то в ней возюкавший. Ели не ошибаюсь, этот же дядя точно так же стоял у скульптур и пять лет назад… Видимо, человек нашел здесь свое место и свой смысл… Слева расположились магазинчики, с расфуфыренными вывесками и безличными манекенами. А вот самую важную вещь - туалет мы таки пропустили, вероятно он был справа - внутри большого стеклянного здания на набережной. Время было уже в притык. Настя с Дашей забежали в Макдональдс, но там очередь в туалет была минут на 30. Пришлось Даше полить какое-то хвойное дерево в парке, и прихватить шишку, необычной формы :) Насте же пришлось потерпеть до следующего пункта назначения :) Ага, а вот и наша группа. Вовремя! Экскурсовод уже звала всех за собой. Получается, что большой фонтан у памятника Ленину мы так и не посмотрели. Ничего, мы еще сюда вернемся!

Десяти минутный переход дорогой вверх, через подземный переход, к площади возле кинотеатра. Не сговариваясь, люди подошли к автобусной остановке, но там стоял автобус другой группы, которая вместе с нами плыла на катере. Вскоре, подъехал и наш автобус. Экскурсовод проверила, что все на месте и без пяти три мы тронулись к Ботаническом саду – нашей изначальной цели, и последнему пункту нашей программы. Минут 20 в дороге, и мы свернули с трассы на узкую виляющую дорогу, опускающуюся в направлении Ботанического сада. Вдоль этой дороги стояли оставленные посетителями машины, что мешало нашему автобусу спокойно ехать, а когда на встречу попадались подымающиеся машины- это создавало пробку и развести нас помогали парковщики, сновавшие в отсвечивающих желтых балахонах-безрукавках. С экскурсионными фирмами есть договор, и нас пропустили вниз, до главного входа, а так – за то чтобы припарковаться на краю дороги, с водителей требуют мзду. Это столпотворение обусловлено знаменитой выставкой хризантем, в другое время машин меньше, но только не летом. Летом здесь полный автогедец, и как водители разруливают это, фактически на дороге с односторонним движением и припаркованными сбоку машинами – загадка… Итак, мы выгрузились. Наш экскурсовод выдал каждому взрослому по два жетона, как в метро, и мы вошли вовнутрь. Слева от входа дорожка ведет к бесплатному туалету, и пока не пришел экскурсовод парка, было время его посетить.

Вход в парк «дикарем» около 20грн., но с нас взяли 50, т.к. экскурсия включена «по умолчанию» и о возможности гулять самим- и речи не было. Даже зная об этом мы согласились т.к. наш автобус опять же уехал в неизвестном направлении и ловить его непонятно где, непонятно в какое время – в ущерб своим нервам. В 15:40 тетя экскурсовод начала свой рассказ с пальм у входа, повела нас к большому бассейну, дальше по тропинке к бамбуковым зарослям и тысячелетним деревьям. Она минут 10-15 стояла у какого-то куста и рассказывала какие-то факты о деревьях, которые сейчас и не вспомнишь, быстрая перебежка, и опять стоим- слушаем. Де-жа-вю какое-то… Ура, наконец мы увидели хризантемы! Но опять лекция у края, и в конце нам позволили аж на целых 15 минут разойтись… Блин, выставка большая: круг диаметром метров 50, в середине которого два круга дорожек с небольшой площадкой в центре, от которой расходились радиусы дорожек к краям. И между этими дорожками хризантемы… Большие и маленькие, распустившиеся и в бутонах, красные, голубые, желтые, всех цветов и оттенков… 15 минут – это издевательство! Этого хватило чтобы сделать полтора круга вокруг клумб, быстро и почти не глядя нащелкать фоток – надеясь потом рассмотреть эту всю красоту…
Продолжая свою экскурсию, сотрудница бот-сада собрала нас в нескольких метрах от хризантем и стала долго рассказывать о каких-то непримечательных деревцах и мексиканских кактусах около поляны. Мы отошли к хризантемам… Опять толпу повели по извилистым дорожкам и, о какой замечательный 15-ти минутный рассказ о лавровых деревьях, смутно различимых в сумерках наступающего вечера и укрывшей нас листвы… Еще одна остановка, на этот раз около кустов эхинацеи и 20-ти минутная лекция о том какое это полезное растение, лечит все и всех, что в саду делают потрясающие настойки, всего за 80 грн, которые можно купить на выходе…. А рядом каскадный спуск с водоемами, в которых уже спала красная рыба… Нас не повели и к фонтану на большой поляне, дальше по дорожке. После рекламного монолога, мы быстро спустились мимо водоемов к озерцу с кактусами и опять застряли, слушая о мексиканцах и их водке.
Тем временем, Настя с Дашей успели подняться к беседке, расположившейся над искусственной пещеркой и озерцом. Уже были сумерки… Наконец, мы вышли к нижнему выходу и торговцам туземными побрякушками. Нам дали время чтобы потолпиться у продавцов и купить вожделенную, после таких долгих увещеваний, панацею в виде настойки эхинацеи. Спасибо, нам это не надо. Нам бы туалет найти… На этом парковая экскурсия закончилась. Оглядываясь назад можно сказать, что экскурсовод провел нас мимо десятка деревьев подолгу останавливаясь и рассказывая о них, но лучше бы она это время отдала на созерцание хризантем и меньше засоряли мозги тем, что мы уже успели забыть. И ни слова экскурсовод не упомянула о розарии, выставке бонсай или зеленом лабиринте. За территорией парка был обещанный туалет, но в это время он уже не работал… Как говориться «проблемы индейцев и темных кустов…». Над горами, со стороны моря, ярко светилась Венера, небо было чистым, темно синим. Высокие деревья стояли темной молчаливой массой. Приближалась ночь...

Уставшие, мы все уселись в автобус и в 17:30 тронулись в путь. Виляя по горной дороге, мимо огней Алушты и поселков мы устало смотрели в окно. Даша уснула. За перевалом нас провожала Венера. Яркая, бегущая за нами над горами, светящаяся в островке обволакивающих ее черных туч… Симферополь мы объехали с восточной стороны, насколько раз появлялись знаки что мы то выезжаем из него, то снова въезжаем. Знакомая и такая необычная в свете фар трасса на Евпаторию… В самой Евпатории, проезжая по проулку за мечетью мы видели как разгружают реквизит - снимали фильм «Боцман Чайка». Водитель видимо специально нас повез этой дорогой, что бы это показать. Экскурсовод все еще пыталась рассказать интересные факты о Евпатории. К нашему разочарованию, развозили нас в обратном порядке, поэтому нам пришлось еще пол часа ждать пока нас привезут туда - откуда подобрали. Вот так, около девяти вечера и закончился наш насыщенный день…

Итак, мы хотели простой прогулки и надеялись, что нас будут только возить. Реально, оказалось что после того как ты подписался на экскурсионный тур- тебе либо навяжут ненужные бонусы, либо придется мотаться своим ходом и ловить экскурсию, либо тупо сидеть в автобусе на задворках очередной остановки и ждать остальных. Действительно, как мило улыбаясь сказала наш экскурсовод в начале путешествия: «сыны Остапа Бендера ищут горлышко бутылки, чтобы на выходе поставить шлагбаум, приклеить разрешение от местных властей и драть деньги за проход». Если поставить себе задачу не отставать от экскурсовода, не щадя своих кровных попасть во все музеи и предложенные дыры, то после экскурсионного тура действительно можно получить полные штаны информации и зрелищ. Если же у вас будет ребенок, придется постоянно дергать его, чтобы он не отвлекался, не кушал и не пИсал и бежал за взрослыми. Мы же, в следующий раз попробуем съездить «дикарями», либо будем выбирать тур, где есть только «одна цель путешествия».

P.S. Большую половину продуктов мы вернули домой (некогда было их есть :), а из двух термосов был выпит только Дашин. То что мы преодолели путь в 400 км мы поняли не сразу...