30 апреля 2007год. Поход в Большой каньон Крыма.

Весна, наступают майские праздники, а наш гид - Вика в далекой Англии, что делать? На воскресенье мы запланировали поездку в Ботанический сад. Но планы наши поменялись, после разговора с Сережей, и его предложения поехать в понедельник в горы, а точнее в Большой каньон Крыма, поездку в Ботанический сад решили отложить. Что это такое, я смутно представлял, но в Ялту сможем и сами поехать, а шанс выбраться на природу необходимо ловить и не отпускать! Итак, традиционная подготовка - сделать запас еды и побольше :) Накануне похода было безоблачно и даже жарко, поэтому одежда выбиралась легкая, а предупреждение gismeteo.ru о возможном дожде всерьез не воспринималось.

Утро, просыпаться в 5:15 тяжеловато… На улице серое небо и прохладно. Первая мысль была: "Жаль что не взял свитер!", но мы уже в пути. В Симферополе встреча с Сережей была назначена под часами. Добрались до Симферополя без приключений. Сергей уже был на месте, общался с велосипедисткой Светланой - с ней мы в 2006г. ходили на мыс Айю, она тоже решила отдохнуть на природе, но только не с нами. Чтобы добраться до Бахчисарая мы купили билет на электричку и удивились непривычно малой цене - 2грн с копейками! Всю дорогу были тучи, в некоторых местах шел дождь… В вагоне подкрепились бутербродом и сладкой соломкой. В нашем вагоне ехало еще несколько групп туристов с большими рюкзаками - майские праздники… ;) Автовокзал Бахчисарая оказался рядом с ж/д вокзалом и мы поспешили занять очередь в облупленное окошко кассы. Нам повезло, открылась вторая касса, мы вмиг воспользовались этим. Автобус до Соколиного оказался старым, пыльным, да к тому же переполненным ЛАЗом. Да уж, если ехать целый час в этом автобусе да еще и в жаркий день…. Может и хорошо что погода пасмурная? ;)

Соколиное оказалось невзрачным поселком, через него мы направляемся в сторону леса. Старенькие редкие дома очень быстро остались позади. На очередной развилке мы свернули на тропку, которая подымается в гору, по ней Сергей надеялся вывести нас сразу к какому-то раритетному почтовому дубу. Мы шли сквозь заросли, справа от нас виднелась гора, рядом с которой была скала треугольной формы. Со слов Сергея, где-то в том районе есть водопад под названием "Серебряные струи". Настя все выпытывала успеем ли мы сходить к ванне молодости, да еще и посмотреть на этот водопад, на что Сережа ответил что за день не успеем. С дорогой мы немного ошиблись. Тропка постепенно превратилась в склон холма и нам пришлось спуститься на пару метров вниз что бы попасть на грунтовую дорогу. Новая дорога была пошире, явно утоптанней и шла в нужную нам сторону. Сергей переживал что эта дорога приведет нас к официальному началу каньона, а это означало крутой подъем, но другой тропы не было и мы пошли прямо.

Все-таки, несмотря на наши переживания относительно погоды и спрятанного солнца за тучами, было не холодно. Нас окружал лес, а вдоль дороги росли разные цветы. Оказалось что в лесу очень много поломанных деревьев. Одни были вырваны прямо с корнями, другие треснули посреди ствола… Людей почти не было, Настя вспомнила выражение: "Не кричи - не в лесу!", а раз мы были в лесу, можно и покричать, так, для профилактики ;) Вдоль дороги угадываются какие - то остатки стены. Сергей рассказал историю, что когда-то, давным-давно, здесь была "каретная дорога". Согласно легенде, эту дорогу проложили специально для царицы Екатерины, для того, чтобы она могла любоваться Большим каньоном. Так ли это, неизвестно, но остатки стены -это реальность. Дорога от Соколиного до контрольной точки, почтового дуба, у нас заняла около 2х часов, это дольше чем планировалось, но мы ведь особо и не спешили. Прогулка была приятной и эти два часа пролетели незаметно.

К полянке с почтовым дубом мы вышли неожиданно. Я не совсем понял что это и есть наша "контрольная точка" пути. Согласно легенде, он примечателен был не своими размерами (такие деревья нередки в крымских лесах), была у него одна особенность, из-за которой его знали во многих уголках нашей страны. Это дерево, по уже давно сложившейся традиции, служило своеобразным почтовым ящиком для туристов, посещающих каньон. Они оставляли в дупле письма для тех, кто приходил сюда после них. И так из года в год продолжалась необычайная эстафета. Это был веселый и добрый обычай - оставлять свои пожелания, делиться впечатлениями со своими незнакомыми друзьями. Но в 1981 г. дуба не стало. По одной из версий дуб сгорел от удара молнии. Сейчас от дуба остались только обуглившийся полу сгоревший ствол да сухая ветка, жалко и нелепо вытянувшаяся над тропой. Кое-кто из туристов еще пытается поддерживать старую традицию и оставлять свои записки в выгоревшем дупле, но это уже, конечно, далеко не то, что было раньше. Но это мы вычитали позже, а тогда Настя почему-то думала, что дуб осуществляет желания и решила оставить в нем записку со своими желаниями, ну что ж, будем надеяться, что они исполнятся :)

У скалы сидели молодые люди, которые стали предлагать нам чай. Настя подумала, что это какие-то добрые туристы угощают, а оказалось, что это банальные торгаши. Здесь у них и стол с термосами, и всякая всячина. Все это, так думается, идет на ура матрасникам, туристов этим не заманишь :). Мы присели немного передохнуть и подкрепиться на разбитую лавку, съели пирожок с печенкой, Сережа его прикупил еще для своей вчерашней поездки в Ливадию. Мимо нас проходил народ, кто в каньон, кто уже из него. Один турист шел по дороге заметно хромая, наверно повредил ногу. Особо засиживаться не стали, нам еще предстояло много идти.

Итак, судя по всему, мы начинаем входить в каньон. Сразу возникает неприятное ощущение от толп экскурсионных, туристических групп, словно где-то в городском парке. А ведь так хочется побыть наедине с природой. Тропа постепенно спускалась. Справа виднелась стена скалы - правый борт Большого каньона, внизу река Коккозка. Мы свернули с тропы чтобы посмотреть на "Голубое озеро". Это красивое место называется Яблоневый брод. Около него собрался народ, кто-то даже купался, кто-то лежал и отдыхал, но основная масса из несколько десятков человек просто глазела и фотографировала. Если подыматься от озера к тропе, то продолжением этого пути будет тропа, ведущая наверх. Сергей сказал, что это и есть верхняя тропа по каньону, но сегодняшняя наша цель "Ванна молодости", поэтому мы пошли по горизонтальной тропе. В общем, идти было не очень сложно, но иногда приходилось пропускать встречных различных туристов: одни шли налегке, другие с огромными рюкзаками и GPS приемниками. Какая-то девушка умудрилась привязать к своему рюкзаку обыкновенную серую кошку и та путешествовала с ней сидя сверху на рюкзаке :) Вскоре мы сделали маленький привал у камня, сидели и любовались речкой, попутно кушая яблоки :)

Где-то на полпути к ванне начались проблемы. Весна, в горах тает снег и питает реку. Сережа сказал, что летом к ванне молодости можно пройти вдоль русла, которое представляет собой небольшой ручей, но сейчас река течет бурным потоком. Дошли до места, в котором скопилось много народу, как оказалось, впереди нас ждал сюрприз. Дальше нужно было либо перепрыгивать по камням, лежащим в речке, держась при этом за отвесный камень, либо идти вброд. Выбор небольшой, учитывая, что вода в реке градусов 10… Настя стала переживать, получится ли у нее перебраться по камням, но все же решилась, нужно идти дальше. Я решил что мои ноги в любом случае будут мокрыми, т.к. на мне тряпичные кроссовки, разулся и пошел прямо по воде. Откровенно говоря, вода холодная и стоять долго нельзя, но сказать что идти по воде совсем невозможно - нельзя. Как ни странно, земля для голых ног оказалась теплой и приятной. Моросящий дождь сопровождал нас всю дорогу, то на время прекращаясь, то вновь возобновляясь.

Следующее препятствие не заставило себя долго ждать. Нам необходимо пересечь ручей шириной метров десять по хаотично набросанным стволам деревьев. Туда - сюда сновали группы туристов, порой две группы шли навстречу друг другу, не желая дождаться пока им уступят дорогу. Здесь же расположен карстовый источник Пания, говорят это один из самых крупных источников Крыма. Поток очень красиво спускается по заросшим мхом камням. Красота красотой, но нам необходимо идти. Мы решили немного переждать, пока людей станет меньше, чтобы не толкаться. Пользуясь случаем, чтоб не терять времени даром, Сергей предложил взобраться немного наверх, оттуда должен открываться красивый вид. Мы оставили Насте рюкзаки и покарабкались наверх. Как таковая дорога на верх отсутствует, но взбираться не очень сложно так как по склону растут деревья и есть множество каменных выступов. Вид сверху конечно симпатичный, но начинался дождик и дымка полностью закрыла верхушки скал. Внизу виднелись палатки. Сюда непременно необходимо прийти когда будет солнечно, и когда стены каньона будут отчетливо видны. Вскоре мы вернулись к скучающей Насте.

Туристов поубавилось и мы благополучно переправляемся на другую сторону ручья. Теперь нам предстоит подняться на очередной скалистый холм и спустится к ручью. Дальнейшая дорога недолго была ровной, вскоре нам пришлось выбирать как нам дальше добираться до "Ванны молодости", по верху или понизу. Сергей пошел вдоль ручья понизу, мы последовали за ним. Ручей был полноводным, нам опять пришлось цепляться за корешки, выступы и карабкаться к цели, при этом опасаясь ступать на скользкие камни. В принципе, дорога не то чтобы и сложная, но после дождя земля стала мокрой и скользкой. Для Насти этот путь оказался проблематичным, она пыталась обдумывать каждый свой шаг. Осторожность-это хорошо, но главное чтоб в меру. Остановились немного отдохнуть у речки, в этом месте цвет камней был желтовато- коричневым, Сережа сказал что это место называется Лунный пейзаж. Хм, скорее это похоже на Марсианский пейзаж ;) До "Ванны молодости" оставалось совсем немного. Продолжаем путь. Прошли мимо бурно бьющего родника, воду правда не попробовали, людей было многовато.

А вот и долгожданная "Ванна молодости", глубина которой достигает 5 м! (Для справки: "Ванна молодости" - это самый большой эворзионный котел, старое название "ванны" - Кара-голь (Черное озеро). Температура воды 9-11° даже в жаркий полдень). Сережа оказался прав, цивилизация добралась и сюда. Предприниматели жарят шашлыки, тут же их продают, кто-то предлагает чай за деньги… У ванны куча людей, кто-то фотографируется, кто-то пытается купаться. За ванной молодости стены каньона намного уже. Что бы пройти дальше необходимо перебраться по камням через ручей, и взобраться по наклонной, гладкой скале, потом с нее спуститься и дальше идти вдоль ручья. Хотелось бы туда, но мы дальше не идем. Сережа сказал, что может быть туда еще когда-нибудь и сходим. Я и Настя умыли лица, а я еще и помочил ноги. Начался сильный дождь, поэтому долго здесь мы задерживаться не можем, хотя хотелось бы…

Назад мы пошли по верхней тропе, но от этого оказалось нам не легче. Пришлось цепляться за каждый корешок и искать место для каждого шага на достаточно отвесном склоне. Насте эта дорога давалась откровенно тяжело, но она все же шла вперед. Кто- то срезал с дерева гриб на память. А вот и переправа по бревнам через ручей, необходимо только спуститься к нему… На прощанье делаем несколько снимков и перебираемся на противоположную сторону. Пока я и Настя перебирались, Сергей нас фотографировал. За это время подошла очередная группа туристов, опять начинается столпотворение. Продолжаем путь, впереди нас идет группа, в заде дышат в спину… Опять необходимо пройти по камням в воде. Даже непонятно как мы здесь пробирались, теперь это препятствие кажется намного труднее… Благополучно перебираемся и идем дальше. Итак, не спеша, мы добрались к почтовому дубу. Удивительно, за все время похода мы еще ни разу не сели нормально покушать, но это скорее всего из-за того, что везде мокро и сыро. После некоторых размышлений, мы все ж было довольно легко и быстро, вот уже подошли к таблички с надписью "Большой каньон", переходим через деревянный мостик через реку, пару ступенек и мы на дороге. Удивительно, народ летом платит деньги что бы посмотреть на "Ванну молодости" (взрослый - 8 грн, детский- 4 грн.). У входа ухоженный мост, ступеньки, а дальше каменистая тропа… Интересно им говорят что их ждет? Или даже не предупреждают что бы не одевали обувь на каблуках?

Итак, мы на дороге. Сергей спросил водителя проезжавшей волги довезет ли он нас до Соколиного, тот согласился за десятку. Мы сели и минут десять ехали по извилистой дороге. В Соколином мы оказались раньше последнего автобуса, который должен отправляться в 17:00, и поэтому решили наконец - то подкрепиться. Мы расположились за столом который служит прилавком в рыночный день, компанию нам составило несколько голодных собак :)

Автобус приехал в половину пятого и мы поспешили занять места. По дороге я пересел на переднее сиденье и любовался дорогой через лобовое стекло. Водитель оказался болтливым, он рассказал что электричка на Симферополь будет только в 18:20, и стоит поспешить на автобус. Мы последовали его совету, по приезду на вокзал Бахчисарая взяли билеты и через несколько минут отправились на Симферополь до станции "Западная". Сергей замерз, поэтому он не стал нас провожать на вокзал и вышел на своей остановке. Мы благополучно доехали до вокзала, отстояли длинную очередь за билетом и вскоре отправились домой. В окно светило заходящее солнышко, водитель включил отопление и было очень приятно отогреть ноги возле печки… Мы даже обогнали маршрутку выехавшую из Симферополя раньше нас :) Удивительно, мы в Евпатории, а еще не темно… Как -то даже непривычно :)

Как обычно, спали без задних лап ;) После полоскания ног в горном ручье простуда не наступила, а вот необычная, для после походного состояния, бодрость была это точно! Что-то все же есть в этой "Ванне молодости"… Необходимо еще раз туда съездить и покупаться целиком! ;)